среда, 4 марта 2015 г.

Макарьевский монастырь

Пять с половиной веков тому назад в заволжской глухомани на берегу живописного  Желтого озера, среди ивняков, у самой границы волжских дубрав, была поставлена иноком Нижегородского монастыря Макарием первая келья будущего монастыря.
Постепенно около отшельника Макария стали собираться такие же, как и он, ищущие уединения от мирской суеты. Среди девственной лесной чащобы стал раздаваться  размеренный стук топора. Люди обустраивались, возводя новую пустынь. Споро росла, заложенная пустынниками деревянная церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы и вскоре колокольный благовест разбудил вековую тайгу.
Место обрастало легендами, связав бывшую обитель на Волге с градом Китежем на озере Светлояр. Поэтическая легенда гласит, что если на Поклонной горе, что на полпути от Макарьева к Светлояру, приложить  ухо к земле, то благочестивый паломник услышит якобы перекличку колоколов незримого китежского града с  разоренным макарьевским монастырем.
В 1620г. сюда пришел, муромчанин Авраамий и вскоре около него стала быстро собираться братия, которая срубила деревянный Троицкий собор с двумя приделами: один посвящен Макарию, а другой – Михаилу Малевину.  Около собора поставили трапезную с Успенской церковью. Храмы стали обрастать  жилыми и хозяйственными постройками. Росло и число монахов. Через 18 лет после возобновления монастыря в грамоте от 28 февраля 1638г. сказано «…а во святой обители  с двести братов.».
Прошло несколько десятков лет, и взметнулись белым  лебедем  над озерными и волжскими  водами стены каменной обители.  Первой большой каменной постройкой обители стало возведение трапезной палаты. Трапезная представляла собою обширное здание, сводчатый потолок которого опирается на мощный  квадратный столб.
Трапезные были особой заботой монашествующих. Вход в трапезную, сама трапеза  и её окончание также были подчинены уставным правилам. Прежде чем войти внутрь, монахи обязаны были произвести уставные « метания» ( от греческого «поклон», раскаяние). У стола располагались по старшинству и пели молитвы. Садились по команде настоятеля. Служки вносили чашки с едою. Как правило, чашка на четверых, которую возглавлял старший, первый, зачерпывая пищу. Поведение за столом тоже уставное. Запрещалось разговаривать, облокачиваться на стол и класть на него руки. Нельзя заглядывать в чужую миску и прежде старшего брать хлеб, чтобы не проявлять завистливости и жадности.
Нарушителей этих законов наказывали, ставя на поклон тут же, что считалось позором для монахов. По удару колокола менялись блюда. Три удара означали окончание трапезы. Трапезная также служила местом для принятия именитых гостей.

Над трапезной поднимается Успенская  церковь с красивым пятиглавием.  С западной стороны трапезной величаво возвышается колокольня, трехэтажное  основание которой первоначально завершалось деревянной звонницей с 13-ю колоколами.  В семнадцатом столетии звонница стала каменной, для которой отлили более крупные колокола.  Один из них – главный, «благовестный» весил 314 пудов и был отлит мастерами  из Чебоксар – Саввой Никитиным и его сыном Петром.
Композиционным центром Макарьевского монастыря является  монументальный  пятиглавый Троицкий собор. Троицкий собор с алтарем составляет 800 квадратных метров. Общий свод поддерживается стенами  и четырьмя круглыми столбами  диаметром  2,7 метра каждый  и двумя пилонами, расположенными за иконостасом.
В 1808г. у северной стороны Троицкого  собора на месте старого придела была возведена Макарьевская церковь.  Если с внутренней стороны монастыря подняться по высоким каменным ступеням лестницы к церкви, то налево можно увидеть вмонтированную каменную доску с памятной надписью.  Несмотря на, казалось бы, грозный вид  и солидное сооружение, в октябре 1670г. монастырь подвергался штурму  разинского атамана Максима Осипова и примкнувших  к нему  извечных врагов монахов – лысковчан.
Эту и другую информацию вы сможете найти в книге
  •        Галай, Ю.Г. Макарьевский монастырь / Ю.Г. Галай. – Нижний Новгород. – 22 с., ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий